История мотокомпании Иж

Иж мото завод

      Россия в XVIII веке шагнула вперед по пути промышленного развития. Вначале возникают заводы на Урале. Для современной переработки чугуна, производимого из гороблагодатских руд, требовалось строительство новых железоделательных фабрик.

В 1757 году приближенному царицы Елизаветы Петровны графу П.И.Шувалову предоставляется право построить завод в Приуралье. В 1759 году закладывается Воткинский завод. Руководил поисками и закладками новых заводов специалист горного дела А.С.Москвин. Он же и предложил графу Шувалову построить второй завод на реке Иж.
В 1760 году Алексей Степанович Москвин приступил к сооружению железоделательного завода на реке Иж. Переселенные по указу сената из окружающих деревень крестьяне за четыре года построили без каких-либо механизмов плотину и первые заводские здания. Плотина имела длину - 71 метр, ширину - 47 метров, высоту - 8,5 метров. По тому времени это было очень крупное гидротехническое сооружение. На заводе были построены две молотовые фабрики, имевшие 7 горнов, 6 наковален и 16 водяных колес. Завод начал действовать с июля 1763 года. До января следующего года он дал 7 тысяч пудов железа.

К концу 1764 года были построены два крупных производственных помещения, в которых были установлены еще шесть молотов. Заканчивалось и строительство плотины. В 1771 году в заводском поселке, выросшем на берегу пруда, проживало уже 2379 жителей. Ижевские рабочие проявляли умение и мастерство.
В 1771 году, при посещении камских заводов, академик Палас признал высоким строительное искусство местных мастеров. Плотины оказались настолько прочными, что и поныне несут свою службу. Мощность Ижевского завода измерялась 17 действующими молотами и 30 горнами. Была освоена новая продукция - якоря для речных и морских судов. В 1764 году было получено железа кричным способом около 17 тысяч пудов, в 1770 году - примерно 87 тысяч.

    В 1800 году Берг-коллегией был разработан проект замены приписных крестьян постоянными, так называемыми "непременными" работниками, которые набирались из приписных крестьян из расчета 58 человек с тысячи. На Камских заводах таким образом оказалось 1976 непременных" работников. Все они переселялись к заводам и стали считаться казенными людьми.
    За 47 лет работы Ижевский железоделательный завод изготовил несколько тысяч якорей для речных и морских, военных и торговых судов, выработал около 4 миллионов пудов сортового, полосового и модельного железа. Ижевский и Воткинский заводы выполняли заказы для Адмиралтейства, Архангельского и Астраханского портов, а позднее и железнодорожного транспорта.
    В 1800 году императором Павлом повелено было завести на Каме оружейный завод. Решение всех вопросов относительно оружейного завода было поручено А.Ф.Дерябину - способному и энергичному горному инженеру, хорошо знавшему состояние русской металлургии. Андрей Федорович Дерябин - обер-берггауптман IV класса (горный чин,соответствующий генерал-майору), кавалер ордена св.Анны I степени - имел огромную известность благодаря своим техническим и теоретическим познаниями. После непродолжительных поисков А.Дерябин остановился на Ижевском железоделательном заводе. Он писал, что в районе Ижевского завода имеется "достаточное количество воды для машин, достаточное количество лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных, удобность получения самых лучших материалов, металлов для оружия, без дальнейшей перевозки оных, обширность места для населения людей, довольно плодородная округа".
    В 1807 году началось строительство Ижевского оружейного завода. Для организации управления заводом 10 июня 1807 года была открыта оружейная контора во главе с начальником завода. Открытием Оружейной конторы было положено начало новому заводу, давшему мощный стимул развитию величественного "города Ижа", как нарек его А.Ф.Дерябин, по праву считающийся основателем города. На Ижевский завод, пока он был железоделательным, предлагалось дать 750 непременных работников, причем только конных. А Дерябин решил зачислить русских и удмуртских крестьян, проживающих в окрестностях завода. Дальние селения освобождались от завода, но они обязаны были снабдить непременных работников телегами, лошадьми и сбруей.
    Наряду с совершенствованием производства внесли свой вклад в развитие Ижевского завода строители.

    С 1811 по 1816 годы было сооружено 10 каменных фабрик и несколько деревянных построек. Заложен главный корпус с заводской башней.
    Архитектор С.Дудин составил план и смету постройки помещения кричной фабрики, разработал проект застройки заводской площади новыми каменными зданиями. Позднее он же разработал генеральный план переустройства завода. Самым замечательным сооружением явился 4-х этажный корпус для размещения машин и выполнения различных работ. Начатый в 1811 году, он был достроен в 1821 году. В 1823 году началось и в 1827 году закончилось строительство арсенала состоящего из трех отделений. Тогда же ижевскими мастеровыми под руководством Р. Глушакова и старосты по механическому делу Д.Мерзлякова были изготовлены и установлены башенные часы. Они и по сей день служат поколению ижевских мастеровых XX века.

Первые серийные мотоциклы марки "Иж" появились в 1933 году. Новый импульс мотопроизводство получило после войны с освоением выпуска копии немецких мотоциклов DKW.
Новое тысячелетие завод встречает в условиях полной структурной перестройки. На месте завода-гиганта создается гибкое производство, способное оперативно реагировать на требования рынка. В производственной программе - одно- и двухцилиндровые мотоциклы с двухтактными двигателями рабочим объемом 350 см3.

Назад

Новое на сайте

Мотокросс с воздуха!


Посмотреть все видео



- Новое в разделе Тесты и обзоры
- Новое в разделе Фото
- Обновление каталога мотоциклов
- Обновление в разделе Мото и девушки

_____________________
Интересное

_____________________